Неточные совпадения
Вожеватов. Где мне! Я простоват на такие дела. Смелости у меня с женщинами нет:
воспитание, знаете ли, такое, уж очень
нравственное, патриархальное получил.
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а
нравственные болезни происходят от дурного
воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
— Неплохой человек она, но — разбита и дребезжит вся. Тоскливо живет и, от тоски, занимается религиозно-нравственным
воспитанием народа, — кружок организовала. Надувают ее. Ей бы замуж надо. Рассказала мне, в печальный час, о романе с тобой.
Во мне не было и не могло быть той спетости и того единства, как у Фогта.
Воспитание его шло так же правильно, как мое — бессистемно; ни семейная связь, ни теоретический рост никогда не обрывались у него, он продолжал традицию семьи. Отец стоял возле примером и помощником; глядя на него, он стал заниматься естественными науками. У нас обыкновенно поколение с поколением расчленено; общей,
нравственной связи у нас нет.
Распущенность ли наша, недостаток ли
нравственной оседлости, определенной деятельности, юность ли в деле образования, аристократизм ли
воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой — гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе.
Самым приятным занятием маркизы было
воспитание Лизы. Ей внушался белый либерализм и изъяснялось его превосходство перед монтаньярством. Маркиза сидела, как Калипсо в своем гроте; около нее феи, а перед ними Лиза, и они дудели ей об образцах, приводя для контраста женщин из времени упадка нравов в Риме, женщин развратнейших дней Франции и некую московскую девицу Бертольди, возмущающую своим присутствием чистоту охраняемых феями
нравственных принципов.
— Я по долгу своего сана должен заботиться о религиозно-нравственном
воспитании.
— Вот это что называется education morale et religieuse! [
нравственное и религиозное
воспитание! (франц.)] — трунил над женой Ардальон Семеныч.
Нужен целый ряд заражающих примеров, целая растлевающая система
воспитания, наконец, продолжительный жизненный процесс, в котором главное содержание составляет праздность, чтобы произвести
нравственное чудовище.
Bo-2-x, конгресс признал, что христианство имеет влияние на
нравственный и политический прогресс человечества и потому напомнил проповедникам Евангелия и другим лицам, занимающимся духовным
воспитанием, о необходимости распространения правил мира и сердечного расположения между людьми. Для этой цели конгресс определил 3-е воскресенъе каждого декабря. В этот день должно быть особое провозглашение принципов мира.
Благодаря этой неясности, большинство простецов приурочивает к этому сословию всякого, кто, по своим понятиям,
воспитанию и привычкам, стоит несколько выше общего
нравственного и умственного уровня туземцев.
Далее барон изложил, что
воспитание женщины важнее даже
воспитания мужчины, так как она есть первая наставница и руководительница детей своих, и что будто бы всеми физиологами замечено, что дети, и по преимуществу мальчики, всегда наследуют
нравственные качества матери, а не отцов, и таким образом женщина, так сказать, дает всецело гражданина обществу.
Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и
нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит
воспитанию.
Нравственные скромные достоинства нежного пола были единственным предметом родителей при Ее
воспитании.
Простая, здравая пища, мера трудов и отдыха; разделение часов на разные упражнения, соответственные каждому особенному возрасту, были предписаны Екатериною по лучшей физической и
нравственной системе
воспитания не Афинского, не Спартанского, но самого пристойнейшего для юного Российского Дворянства в веки Европейского просвещения.
Разве оно поручило ей свое
нравственное и умственное
воспитание?
Уродливость физического и
нравственного институтского
воспитания высказывалась тут выпукло и ярко.
Но если религиозного
воспитания не было в ходу, то цивическое становилось со всяким днем труднее, за него ссылали на Кавказ, брили лоб. Отсюда то тяжелое состояние
нравственной праздности, которое толкает живого человека к чему-нибудь определенному. Протестантов, идущих в католицизм, я считаю сумасшедшими… но в русских я камнем не брошу, они могут с отчаяния идти в католицизм, пока в России не начнется новая эпоха.
Воспитание его не было сложно; простое, деревенское
воспитание того времени; оно ограничивалось с физической стороны — развитием непобедимого пищеварения, с
нравственной — укоренением верного взгляда на отношение столбового помещика к дворовым и крестьянам.
А между тем это-то и служит важнейшей помехой для достижения успешных результатов нашего
воспитания, бесспорно очень умного и
нравственного, но одностороннего, в своих средствах.
Мы вбиваем детям в голову огромнейшую массу разнородных отвлечённых понятий, совершенно им чуждых <бог знает, кем и как выдуманных и часто; на деле вовсе ненужных>, а между тем не хотим позаботиться о правильном, разумном
воспитании тех органов, которые необходимы для того, чтобы умственная и
нравственная деятельность могла совершаться правильно.
Сообразно с этим призванием ведено было все их
воспитание [, все умственное и
нравственное развитие].
Таким
воспитанием поддерживалось, конечно, продолжение старого порядка и в следующих поколениях, и, таким образом, прогресс
нравственных понятий был весьма сомнителен.
И если бы человек почаще обращал на это внимание и привык бы совершенно отделять добродетель от всех тех выгод, которые служат наградой за исполнение долга, если бы главным предметом частного и общественного
воспитания было сделано непрестанное упражнение в добродетели, то
нравственное состояние людей скоро улучшилось бы.
Но нужно и вообще сказать: как раз к художеству и лапа и мама были глубоко равнодушны; на произведения искусства они смотрели как на красивые пустячки, если в них не преследовались
нравственные или религиозные цели, В других отношениях мое детство протекало почти в идеальных условиях: в умственной области, в
нравственной, в области физического
воспитания, общения с природою, — давалось все, чего только можно было бы пожелать для ребенка.
Старшая дочь Капитолины Андреевны получила домашнее
воспитание, и ее
нравственная порча происходила постепенно, так что, действительно, к шестнадцати годам она могла «прийти в настоящее понятие и сообразить, в чем дело». Вера же, по настоянию «высокопоставленного благодетеля», имя которого произносилось даже полковницей Усовой не иначе, как шепотом, была отдана в полный пансион в одно из женских учебных заведений Петербурга — «благодетель» желал иметь «образованную игрушку».
Рано лишившись матери, вкусив несколько от французской премудрости в местном пансионе, открытом француженкой эмигранткой, она семнадцати лет был полной хозяйкой и распорядительницей в отцовском неказистом домишке. Природа наделила ее выдающейся красотой, а пансионское
воспитание склонностью к несбыточным мечтам и способностью строить воздушные замки, не вложив в молодое сердце никаких устойчивых
нравственных правил.
За религиозно-нравственным
воспитанием дочерей наблюдала сама Настасья Александровна, согревавшая их душу теплым дыханием своей души.
В наше время хорошее
воспитание, где оно есть, уроки матери и наставницы, избранное чтение, изучение с малолетства закона божия с
нравственным применением к жизни, связи общественные — все это остерегает заранее сердце девушки от подводных камней, мимо которых оно должно плыть, приучает ум ее быть всегда на страже против обольщений и различать ложь от истины, пагубное от полезного.
Но не в этом было главное зло первоначального
воспитания великого князя. Отрицательные качества физического
воспитания были каплями в море положительного
нравственного вреда нянчивших ребенка женщин.
С летами своевольная шаловливая девочка угомонилась, но все же
воспитание ее, отличавшееся столь резкими переходами из барских хором на скотный двор и обратно, не осталось без влияния на характер и
нравственную физиономию молодой девушки.
Приставленные к ним слуги обоего пола, наблюдали за их
воспитанием лишь в смысле питания, а потому девочка и мальчик поневоле только друг с другом делились своей начинавшей пробуждаться духовной жизнью. Это не преувеличение, ушиб одного из детей отзывался на другом, как ни странно, чисто физической болью. Такая близость с детского возраста была, конечно, только инстинктивна, и много лет доставляла им лишь
нравственное удовлетворение.
Причинами такого водимого и быстрого
нравственного падения князя Владимира Александровича Шестова была с одной стороны его
воспитание, отсутствие каких-либо
нравственных правил, его положительная неподготовленность к трудовой жизни, отсутствие не только образования, но даже элементарных знаний, с другой же наступившее безденежье, вызвавшее вдруг страшное сознание своей положительной беспомощности, пробудившее дурные инстинкты его натуры в мелочах, ставшие заметными для окружающих, так как известно, что крупные подлости, совершаемые под аккомпанемент золотого звона, заглушаются этою дивной мелодией: они вовсе не замечаются, или же на них сквозь пальцы смотрит совеременное общество.
Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же
воспитания и
нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его.
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты
нравственной над сотоварищами — государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И всё это есть в Александре I; всё это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и
воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
И для этого я по своей любви к ним привожу их в полный физических и
нравственных зараз город, отдаю их в руки чужих людей, имеющих в
воспитании одну корыстную цель, и физически, и нравственно, и умственно старательно порчу своих детей.